Узоры макраме

Все узлы, которые участвуют в плетении, описаны в прошлых статьях. Любой из узоров можно выполнить, пользуясь сопроводительным текстом. Навешивать цветные нити нужно в строгой последовательности для каждого мотива узора, чтобы не сбить его ритм.

Узор 1. В нём использованы нити двух цветов: красного и коричневого. Мотив узора — двойной плоский узел, завязанный на четырёх концах. Они распределяются так: 1-й конец — красный, 2-й — коричневый, 3-й — красный, 4-й — коричневый. Навесить нити для этого узора можно по-разному. На рисунках показано 3 варианта навешивания нитей.

     

 

Узор 2. Этот узор трёхцветный. Его мотив — четырёхлепестковый цветок из сдвоенных брид, сплетённый на десяти концах. На рисунке ниже показан вариант распределения цветных концов: 1-й и 2-й — коричневые, 3-й и 4-й — синие, 5-й и 6-й — красные, 7-й и 8-й — синие, 9-й и 10-й — коричневые. Нити навешивают любым способом, предварительно сложив пополам. Между соседними мотивами 2 средние свободные нити переплетаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узор 3. Мотив узора — двухцветный четырёхлепестковый цветок из сдвоенных брид. Выполняется на шести концах: 1-й и 2-й — зеленые, 3-й и 4-й — светлокоричневый, 5-й и 6-й — зелёные. Между соседними мотивами переплетают светлокоричневые нити.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узор 4. Этот узор из вертикальных цветных полос. Мотив узора плетут на четырёх концах. Ширина каждой цветной полосы — 8 концов (4 нити одного цвета, сложенных пополам).

 

 

 

 

 

 

 

 

Узор 5. Двухцветная «шахматка». Для этого узора основу сгибают пополам под прямым углом и место сгиба закрепляют. На каждую половину навешивают нити одного цвета, например красного и коричневого. Выполняют узор вертикальными и горизонтальными репсовыми узлами, выплетая квадраты разного цвета: коричневый сплетён из горизонтальных брид, красный — из вертикальных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узор 6. Узор двухцветный. Мотив — четырёхлепестковый цветок из одинарных брид, сплетённый на восьми концах. На рисунке показан вариант распределения цветных концов: 1, 2, 3 и 4-й — красные, 5, 6, 7 и 8-й — коричневые. В середине цветка узелковые нити встречных брид переплетают между собой, нити между соседними мотивами оставляют свободными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узор 7. Мотив узора — двухцветный четырёхлепестковый цветок из сдвоенных брид, сплетённый на восьми концах. На рисунке показан вариант распределения цветных концов: 1-й и 2-й — красные, 3, 4, 5 и 6-й — коричневые, 7-й и 8-й — красные. Свободные нити (коричневые) переплетают между собой соседними мотивами по принципу штопки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узор 8. Мотив двухцветного узора — двойной плоский узел, завязанный на четырёх концах. Последовательность навешивания нитей показана на рисунке: конец 1-й — красный, 2-й и 3-й — коричневые, 4-й — красный. Цвет узлов в каждом ряду узора меняется, в результате чего образуются горизонтальные полосы.

 

 

Узор 9. Мотив узора — плотный ромб, сплетённый на двенадцати трёхцветных концах: 1-й — коричневый, 2, 3, 4 и 5-й — красные, 6-й и 7-й — бежевые, 8, 9, 10 и 11-й — красные, 12-й — коричневый.
Узор состоит из вертикальных рядов плотных ромбов, соединённых репсовыми узлами, сплетёнными на двух средних свободных нитях между мотивами.

Плетёное полотно иногда необходимо расширить.  

 

Поступают так: в сетчатое плетение вводят дополнительные нити с края полотна

 

  

или в середине. Расширяя полотно с помощью горизонтальных репсовых узлов, используют в каждом новом ряду дополнительные узелковые, концы которых навязывают репсовыми узлами на новую узелковую в следующем ряду.

 

Если сумки и кошельки плетут по кругу, то для удобства в работе основу с навешенными нитями закрепляют на круглом объёмном предмете и далее плетут сверху вниз.

 Боковые края панно и салфеток станут ровнее, если крайние свободные нити связать узлом «фриволите».

При плетении кашпо следует учитывать, что наиболее красивые детали кашпо — подвесные шнуры. Их делают плоскими или витыми, украшают пико, «горошинами», кольцами, бусинами, сухими плодами (каштаны, желуди, шишки). Количество и толщина шнуров прежде всего зависят от размера и формы вазона, чем он массивнее, тем толще шнуры и тем их меньше.

Плетут кашпо по-разному: сверху вниз или снизу вверх. Если начинают плести сверху вниз, то обычно используют прочное кольцо (деревянное, пластмассовое, металлическое), на которое вешают кашпо. Его нередко предварительно оплетают узлами «фриволите», петельными или плотно обматывают нитью.

Перед обвязкой узлами нить складывают пополам, закрепляют на кольце первым способом и, приняв его за узелковую, каждым концом оплетают кольцо по половинке сверху вниз. Затем перекидывают Через него пучок нитей, приготовленных для кашпо. Уравняв концы по длине, нити под кольцом закрепляют, используя приём «оплётка». Далее нити распределяют по количеству шнуров и продолжают работу.

 

Кольца между шнурами. Чаще всего это декоративный элемент, придающий изделию объёмность. Закрепляя кольцо на шнурах, рабочие нити располагают внутри кольца и каждой завязывают горизонтальный репсовый узел, как на узелковый.

Кольцо над вазоном. Иногда кольцо вплетают для того, чтобы использовать его для навешивания дополнительных нитей. Например, если вазон нужно оплести плотным узором, а нитей от шнуров не хватает, то над ним закрепляют на шнурах кольцо, навешивают на него дополнительные нити и оплетают вазон вкруговую.

 

Кольцо под вазоном. Оплетённый вазон снизу закрепляют: все нити под ним собирают в пучок и заканчивают «оплёткой» или завязывают их на кольце горизонтальными репсовыми узлами. Диаметр кольца должен быть таким же, как дно вазона, или меньше — тогда вазон оказывается на прочной подставке.

Если кашпо плетут снизу вверх, то начинают работу с закрепления нитей на кольце, затем фиксируют его на подушке. Нити распределяют, выполняют узор дна, надевают плетенье на перевёрнутый вверх дном вазон и,
плотно его обтягивая, плетут сверху вниз. Заканчивают шнурами, закрепив их на кольце или планке.

 

Плетёная петля для подвешивания. Кашпо, панно можно подвесить на плетёной петле. Тогда середину каждой нити закрепляют булавками на подушке. По краям укладывают 2 дополнительные нити (почти метровые), также заколов их за середину. Ими плетут от середины 7—8 двойных плоских узлов сначала в одну сторону и, перевернув работу, столько же в другую. В результате получается плоский шнур длиной 14—16 см, внутри которого находятся все рабочие нити. Его перегибают пополам и соединяют оба конца «оплёткой» или несколькими общими двойными плоскими узлами.

Кисть. Самая простая кисть — пучок нитей, собранный «оплёткой». Её можно украсить «шишечкой».

«Оплётка». Это 5—10 витков, плотно обхватывающих кисть вверху. Выполняют ее так: приготавливают 2 дополнительные нити — одну (А) длиной 50—70 см (такого же качества, что и все остальные), и вторую (Б) длиной 25— 30 см (более тонкую, лучше скользящую). Нить Б складывают пополам и укладывают петлёй вниз на пучок нитей, оставшихся от работы. Один конец нити А накладывают на петлю так, чтобы концы её торчали сверху, и начинают обматывать пучок нитей сверху вниз. Сделав 8— 10 витков вплотную друг к другу, второй конец нити А опускают в петлю и выдергивают нить Б за верхние концы петли. Конец нити А оказывается под обмоткой. Если он полностью не скрылся, его подрезают.

Этот же приём выполняют и по-другому: берут нить длиной 70—90 см, на одном конце делают большую петлю и укладывают на пучок нитей петлёй вверх. Вторым концом обматывают пучок нитей снизу вверх 8—10 раз, продевают его в петлю, дергаюг за нижний конец нити — верхний прячется под обмотку.

 

 

«Шишечки» выполняют репсовыми узлами: вертикальными

 

или горизонтальными.

 

В первом случае завязывают узлы дополнительной нитью как рабочей на наружных концах кисти (плетут по кругу 5—8 рядов).

Во втором — используют как узелковую одну из нитей кисти и наплетают на неё по кругу или по спирали узлы наружными нитями кисти.

«Шишечку» можно сделать иначе: наружные нити заплетают в плоские шнуры или рельефные цепочки, «змейки», а внутренние оставляют свободными.

Закончить «шишечку» можно «оплёткой», затем концы расплести и расчесать или, наоборот, оставить ровными, смазав бесцветным клеем.

 

 

 

Уголок пояса, подвеску для ключей, клапан очешника или сумки можно закончить плотным утолщённым краем: крайнюю нить используют как узелковую и наплетают на неё 1 диагональный узел соседней нитью, присоединяют её к узелковой и на сдвоенной узелковой плетут 2-й.

Так же выполняют следующие узлы — число узелковых нитей каждый раз увеличивается на одну.

Дефекты нитей будут менее заметными после утюжки готовой вещи. Утюжьте так: положите работу изнаночной стороной вверх на мягкую подстилку, накройте 2—3 слоями мокрой марли и прикладывайте горячий утюг, стараясь не сбить узлы под марлей. Когда она станет слегка влажной, снимите марлю и оставьте изделие просыхать.